Обратимся к истокам происхождения ресейла, чтобы разобраться, почему это не просто секонд хенд, а продолжение жизни культовых вещей.
Оригинальное значение термина – перепродажа брендовых вещей, выпущенных лимитированной серией в прошлом, или так называемыми дропами (кроме лимита тут есть еще и ограничение по времени реализации, что создает повышенный ажиотаж).
Сегодня флагманом дроп-системы является небезызвестный американский бренд Supreme, а ярким представителем лимитированной коллекции из прошлого, например, сумка Hermes Diamond Himalayan Birkin. Справедливости ради тут стоит сказать, что на ресейл-платформах такие экземпляры не попадаются, их судьба решается в стенах престижных аукционных домов, и все же жемчужины из прошлого нередко выставляются на продажу самими владельцами в самых обычных комиссионках.
Украинский рынок ресейла пока не такой большой, как скажем в Америке или России, но динамка к расширению положительная, а интерес со стороны покупателей к бу брендовым вещам заметно растет.
Причин такого интереса много, вот основные:
Украинский ресейл условно можно разделить на три направления: магазины по продаже новых брендовых вещей с отделом ресейла, классические комиссионки и частные реселлеры, работающие через фейсбук или инстаграм. Рассмотрим каждый из этих каналов продажи и покупки брендовых бу вещей.
Маркетплейсы премиальных и люксовых брендов с разделом ресейла, пример – магазин Rechi.ua, где кроме стандартного каталога с актуальными коллекциями есть раздел брендовых сумок в статусе pre-owned Rechi.Vintage. Ассортимент пока не широкий, зато каждая сумка прошла аутентификацию и подлинность экземпляра подтверждена соответствующим сертификатом.
Откуда сумки? В основном это собственность клиентов Rechi.ua, но продать брендовую сумку может каждый желающий, заполнив заявку. Как только оригинальность вещи будет подтверждена, сумка появится в каталоге. Оценка стоимости состоит из множества критериев, например, состояние сумки, год выпуска и ценность серии на глобальном рынке.
Комиссионные магазины. Сегодня они больше напоминают шоурумы и не имеют ничего общего со своими родственниками из советского прошлого. Перед продажей вещи чистят и при необходимости чинят – и владельцы, и продавцы заинтересованы в их скорейшей продаже. Продавцы комиссионных магазинов позиционируют себя, как эксперты в вопросах визуальной аутентификации, и доля правды в этом есть – через комиссионные магазины с историей хотя бы в 5 лет проходит немало оригинальных вещей.
Частные продавцы подержанных вещей, сумок и обуви. В основном это реселлеры-одиночки без физического магазина, продающие через инстаграм и фейсбук. Кто-то принимает вещи на продажу от клиентов и подписчиков, кто-то занимается поиском самостоятельно, исследуя разнообразие столичных секонд-хендов на наличие стоящих вещей.
У таких продавцов вряд ли можно купить сумку Gucci, но найти действительно необычные вещи непопулярных у нас, но известных на западе европейских мануфактур. На оригинальность вещей стоит полагаться со слов продавца, но поскольку основной ассортимент – это бренды среднего звена, часто спортивные или нераскрученные в информационном пространстве, риск нарваться на подделку очень невелик.
Во-первых, ресейл дизайнерских вещей – это не секонд-хенд, часто это экземпляры в прямом смысле отобранные временем: качество переживает годы, а дизайн остается актуальным вне контекста главенства разных стилей.
Если в советское время комиссионка или джинса, купленная с рук, были единственным способом разнообразить штампованные образы, то и сегодня ничего не изменилось. Только вот в роли заурядности выступают сетевые масс-маркеты с однотипными моделями, универсальными лекалами и исключительно коммерческим расчетом, ведь как мы знаем, за эксцентричность и неординарность в одежде хорошо платить готовы не многие.
Вторая сторона медали – слепое следование глобальным трендам массовым производителем одежды и обуви. Если в этом сезоне главенствует обувь в стиле милитари, а все пуховики выглядят как одеяло из санатория, людям с консервативным подходом к одежде делать в таких магазинах нечего. Хорошо если производитель на всякий случай от сезона к сезону выпускает в качестве альтернативы глобальным веяниям небольшую линейку базовых универсальных моделей, но так бывает не всегда.
Ресейл люксовых вещей закрывает потребность в обоих из описанных выше случаев. По большому счету, глобальный тренд на популярность бу-шных люксовых вещей – это логичная реакция на fast fashion, быструю моду, загнавшую потребителя в неумолимой погоне за меняющимися 4 раза в сезон трендами.
Вторая большая причина популярности ресейла, которая скоро станет первой – осознанное потребление. Можно сколько угодно скептически относиться к этому тренду, предрекая ему судьбу “богатые наиграются и бросят”, вот только все больше глобальных игроков fashion industry не за для красного словца в пресс-релизе, а взаправду перестраивают производство под формат eco friendly и популяризируют идею покупки вещей на вторичном рынке.
Миллениалы, выросшие в относительном благополучии и с уверенностью в светлом будущем (как бы этот мир не старался доказать им обратное), воспринимают материальные блага как должное, в отличие от предыдущего поколения, застигнутого разрухой начала 90-х и потрясенные кризисом конца тех же одиозных 90-х. Избавленные от навязчивой мысли про “заработать на хлеб”, они смогли подняться на ступень выше и провозгласить новую культурную эру с основными акцентами на сбережение окружающей среды и культе осознанного и глубоко духовного человека.
Креативные директора высоких марок и их топ-менеджеры без возражений согласились с манифестом миллениалов и взялись за реконструкцию бизнес-модели производства. Потому что расстраивать своего будущего покупателя у них не принято. Именно в руках миллениалов будет сосредоточен основной денежный объем уже через 10 лет, чего только стоят 16-летние тиктокеры-миллионеры, и сейчас не готовые тратиться на норковую шубу, но выбирающие кеды из переработанного пластика.
В течение последних нескольких лет компании одна за другой объявляли о переходе на экологическую модель производства, призывали пользователей к осознанному потреблению и в некоторой степени минимализму, открывали магазины по перепродаже собственных вещей. Кроме очевидной центральной мысли этого явления, у покупателей всего мира появилась надежда, что одежда упомянутых ниже марок будет весьма недурного качества, если бренды планируют перепродавать ее со временем, иначе вся эта затея в итоге не будет стоит выеденного яйца.
В сентябре этого года марка COS запустила платформу по перепродаже одежды, бывшей в употреблении. Владельцы вещей этой марки смогут продавать через платформу имущество за символическую комиссию, которую компания потратит на обслуживание платформы. Там же можно будет приобрести вещи из архивов бренда и прошлые коллекции. Эксперты связывают такое решение холдинга с вопиющим скандалом, который разыгрался вокруг H&M Group из-за грязной утилизации нераспроданной одежды двумя годами ранее. Руководство компании покаялось и, будем надеяться, провело работу над ошибками.
Не остался в стороне и бренд-флагман холдинга. H&M начал продажу бу вещей при поддержке шведского онлайн-магазина по продаже секонд-хенда Sellpy.
Медиа-холдинг Condé Nast инвестировал деньги в Vestiaire Collective – платформу по перепродаже люксовых брендов. Весной этого года на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией, компания привлекла дополнительные инвестиции. Рекордные вложения говорят о том, что не только покупатели проявляют интерес к вторичному рынку, предприниматели также видят в цикличной бизнес-модели огромный потенциал.
Gucci заключил договор с одной из самых популярных ресейл-платформThe RealReal. Уже в 2020 году на сайте появится страница бренда, где будут представлены вещи из архива модного дома и бывшие в употреблении сумки, обувь и одежда этой марки. Кстати, первым официальным партнером платформы от высокой моды была Стелла МакКартни. Уже несколько лет подержанная одежда с ее именем на лейбле продается через сайт и обретает вторую жизнь.
Levi’s – джинсовая легенда и главный проводник идей по сбережению чистой воды на планете – запустил программу Levi's SecondHand по перепродаже джинсов. Бизнес-модель несколько отличается от традиционных ресейл-сайтов, пользователи покупают у бренда оригинальные джинсы бу по заниженной цене от 30 до 100 долларов, а за сдачу собственных поношенных штанов получают карточки номиналом от 15 до 30 долларов на будущие покупки. Правда, скептики заподозрили бренд в неравнодушии к процветанию вторичного рынка джинсов Levi’s, живущего уже давно и успешно независимой от бренда жизнью.