Когда в одном из ателье Парижа конца 19 века появилось ювелирное украшение в форме бабочки, даже самые искушенные модники пришли в восхищение: творение казалось необычайно легким, почти живым. Изысканный Париж был покорен и потребовал имя автора. Так началось восхождение новой звезды, чье имя до сих пор известно во всем мире: Рене Лалик.
Парень из обычной семьи проявил художественный талант довольно рано: прекрасно рисовал, создавал эскизы для драгоценностей. Парижский ювелир Луи Оку взял Рене в ученики и был поражен: такой тонкостью отличались работы юноши.
Неудивительно, что карьера его быстро пошла вгору. Он оставляет своего учителя и открывает собственное ателье. Звезда того времени Сара Бернар была без ума от молодого ювелира и выходила в люди исключительно в его украшениях. Именно для нее Лалик создал знаменитую брошь «Женщина-стрекоза».
Лалик выделялся необычайным виденьем, в работе над украшениями одним из первых начал использовать помимо драгоценных металлов черепаховый панцирь, коралл, рог, кость. Его работы выделяли необычное цветное стекло и патина, а рецепт знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».
В 1909 году ювелиру предложил сотрудничество владелец парфюмерной фирмы Франсуа Коти. Это был безпроигрышный тандем, обеспечивший себе успех на целые поколения: Коти создавал парфюм, Лалик заключал его во флаконы столь утонченные, что они казались не дополнением аромата, а его неотъемлемой частью.
Для каждого запаха создавалось ограниченное количество флаконов. Клише впоследствии разбивали, так что каждый из флаконов, созданных «повелителем стекла», уникален. Сегодня на аукционах коллекционеры готовы выложить за них немалые деньги: флакон «Сиренес» 1927 года был продан в Париже за 33 тыс. евро, а один из первых флаконов Лалика начала прошлого века в 2012 году на Токийском аукционе оценили в $ 370,000.
В начале 1920-х годов Рене Лалик расширил производство стекла и принялся за дизайн интерьеров. Слава его была огромна: именно ему автопромышленник Андре Ситроен заказал одну из первых фигурок для радиаторной решётки; впоследствии Лалик создаст их около тридцати. Лалик проектировал интерьеры для вагонов-ресторанов Восточного экспресса и для нескольких океанских лайнеров, в том числе для «Парижа», «Иль де Франса» и знаменитой «Нормандии».
После смерти знаменитого стеклодува в 1945 году управление делами перешло в руки его сына Марка, а затем – к его внучке Мари-Клод. В 2008 году бренд был продан швейцарской компании Art & Fragrance. Нынешний владелец, Сильвио Денц, соблюдает традиции основателя ювелирного дома, и сегодня Lalique – один из крупнейших брендов, охватывающий многие модные сферы.
С 2011-го года компания выпускает предметы интерьера и декора, украшения и мебель, участвует в художественных коллаборациях с такими дизайнерами и брендами как Дэмиен Херст, Аниш Капур, Bugatti. Во всем прослеживаются неизменные так называемые три «F», которые вдохновляли Рене Лалика: Femme, Fauna, Flora (женщина, фауна, флора).
Ежегодно дом выпускает не менее трех коллекций: бокалы, графины, вазы, пепельницы, подставки для книг изготавливаются вручную, часто лимитированными сериями, после чего форма изделия, как это было заведено основателем, разбивается – в дальнейшем изделие можно найти исключительно на аукционах. Стоимость отдельных экземпляров из прошлогодней коллекции Lalique «Ботаника» обошлась ценителям прекрасного в 20 и более тысяч евро.
Примечательно, что за почти сто лет существования бренд не имел своего аромата – лишь изготавливал флаконы для духов. С легкой руки внучки Рене, Мари-Клод, в начале 90-х в производство были выпущены собственные, дебютные духи – Lalique de Lalique. С тех пор в парфюмерной линии дома вышло более 20-ти ароматов, создающихся с использованием уникальной технологии «сатинаж», благодаря которым ароматы по-разному раскрываются на людях.
В 2014 году была разработана «высокая» линейка – Noir Premier, и, несмотря на громкое имя, цены на парфюм вполне демократичны – в пределах 300 евро. Все флаконы, как и прежде, являются произведением искусства, их можно также встретить в серии запахов от Nina Ricci, с которой сотрудничает бренд.
Не стоит забывать и о ювелирных украшениях Lalique, с которых когда-то начинал Рене Лалик. Сегодня классические броши и гребни из черепахи и яшмы можно встретить в основном у коллекционеров; новые украшения Lalique современны и легки, однако несут себе печать роскошного стиля ар-нуво. Цены на бижутерию варьируются от ста до тысячи и более евро; знаменитый «Хрустальный перстень», прообраз которого был создан Лаликом еще в 1931 году, сегодня обойдется модницам примерно в 300 евро.